пятница, 27 ноября 2020 г.

 Тема недели 30.11-6.12

"Город мастеров"


Наши цели:

1.Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством.

2.Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Знакомство детей с народными песнями, плясками.

3.Формирование представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, искусство народов разных стран).

4.Воспитание интереса к искусству родного края; воспитание бережного отношение к произведениям искусства.

Рекомендуем родителям:

- посетить выставку народного творчества в краеведческом музее;

- сделать  новогоднюю игрушку животное наступающего года из различных материалов на выставку в группу;

- принести любимые елочные игрушки для создания коллекции в группе;

- обратить внимание детей на украшение улиц города изделиями каслинского литья (ул. Кирова).

Познавательное развитие



Речевое развитие


Рекомендуем для чтения детям:

Петишкa Э. "Как кроту штанишки шили" - коротенькая сказка для малышей
"...цветок, под которым он стоял, наклонился к нему и сказал: «Меня зовут Лён, и если ты сделаешь все, что я тебе скажу, ты получишь свои штаны."


Бажов П. "Сказы" - знаменитые уральские сказы о рудокопах и старателях ("Серебряное копытце", "Две ящерки", "Синюшкин колодец", "Таюткино зеркальце", "Огневушка-поскакушка", "Золотые дайки", "Жабреев ходок";, "Про великого полоза", "Золотой волос", "Голубая змейка", "Сочневы камешки", мастерах-камнерезах и гранильщиках ("Малахитовая шкатулка", "Медной горы хозяйка", "Каменный цветок", "Железковы покрышки", "Горный мастер", "Хрупкая веточка"), углежогах ("Живинка в деле"), златоустовских оружейниках ("Иванко-крылатко", "Коренная тайность"), каслинском художественном литье ("Чугунная бабушка"), лаковой росписи ("Прозрачный лак") и других ремеслах. 


В.Галкин "Чудные зерна""Сибирские сказы" , "Горностаева гора" - замечательные сказы сибирского писателя и собирателя фольклора рассказывают о людях таежных - охотниках, промысловиках, ремесленниках, травниках. В них есть истории о Седом Медведе и Горном Батюшке; о трудном и опасном ямщицком промысле; об умельце Терехе, мастерившем певучие таратайки: "колёса у них певучие, и каждое свой голос имело: одно синицей посвистывает, другое кукушкой кукует, третье щеглом щёлкает, четвёртое жаворонком заливается"; о плотнике Митюше, украшавшем избы дивной резьбой, чтобы людям в доме жить было радостно; о кузнеце, сковавшем крест невиданной красоты - "коли снизу через него на небо глянуть, будто кружевным узором по лазоревому полю выткано"


Пермяк Е. "Золотые колечки. Уральские были-небыли ", "Семьсот семьдесят семь мастеров", "Памятные узелки" - в основе сказок Е.Пермяка, как и у Бажова, лежит уральский горнозаводский фольклор, истории о мастерстве и мастеровых людях. Многие сказки  можно назвать научно-художественными: они рассказывают о явлениях, механизмах, технологиях ("Сказка о стране Терра-Ферро", "Сказ про газ", "Как самовар запрягли", "Мелкие калоши", "Хитрый коврик","Чугун и Сталь", "Как огонь воду замуж взял" и др.). Сказки Е.Пермяка иногда излишне назидательные, но попадаются среди них и удивительно простые и милые истории. Лучшие сказки представлены в авторском сборнике "Дедушкина копилка"


Подкорытов Ю. "Дед Куделька и Огонь Великан", "Сказки о ремесле" - сказы и притчи челябинского писателя Ю.Подкорытова просто и интересно рассказывают малышам о заводах, шахтах, производстве металла. Один из главных героев его книг о труде и мастерстве - дед Куделька - мудрый, умелый старик, живой, с лукавой хитринкой. Ему противостоит Верхушка, который легко за все берется, но делает все кое-как, только смешит людей. Некоторые сказы основаны на старых уральских легендах, башкирском фольклоре.


"Мастера изумрудного края"- замечательный сборник сказов об уральских умельцах, выпущенный издательством "Аркаим". В сборник вошли произведения как уже упомянутых авторов - Бажова, Пермяка, Подкорытова, так и менее известных, но очень интересных писателей . Книга иллюстрирована цветными репродукциями картин, а старые фотографии приглашают рассмотреть тех, о ком сложены эти легенды - ремесленников, рудознатцев, золотоискателей. 


Кочнев М. "Шелковые крылья", "Серебряная пряжа", "Миткалевая метель", "Расписной узор", "Сорок веретен" - Михаил Кочнев - писатель-фольклорист, собиратель и истолкователь сказов "ситцевого царства" - края ивановских ткачей.


Афоньшин С.В. "Городецкий пряник", "Сказ про Семена - ложкаря" - интересные, своеобразные легенды и сказы Нижегородского края о непростой истории этой земли и ее умельцах: кузнецах, ковавших волшебные подковы и сундуки со звоном да замки с музыкой; звероловах, выведших породу старинных русских гончих багряной и чепрачной масти; искусных рукодельницах и монахах-целителях; о медовых городецких пряниках и расписных деревянных ложках.


Тринова Е. "Кружевные сказки" - сказки про вологодские кружева и мастериц-кружевниц. 


Александрова Е., Туберовский М. "Зеленая пиала" - чудесные сказки о среднеазиатских ремесленниках: ковроделах, резчиках, чеканщиках, гончарах, строителях.


Панькин И. "Волшебный мастер", "Тайны старого колчана", "Легенды о мастере Тычке" - увлекательные и очень своеобразные сказы о тульских оружейниках. Чудо-мастера вроде лесковского Левши - постоянные герои сказов И. Панькина. 


Луда "Трудус, трудум, труд", "Кузнец Энрик" - сказки по мотивам средневековых французских легенд о старых мастерах и тайнах ремесел: о секрете окраски тканей и истории парижских гобеленов, о прекрасных витражах и чудесных зеркалах, о мастерстве корзинщика, об искусных кузнецах, о тех, кто ищет воду и роет колодцы, и о том, какое ремесло самое главное.


Погодин Р. "Маков цвет" - первоклассник Вовка Попугаев от скуки нарисовал в новгородском музее на колонне чертика. Глупая шалость. Но колонна оказалась волшебной, и после того, как Вовка ее осквернил, из Новгорода ушла рукотворная красота. А с уходом красоты стали умирать старые мастера… И чтобы вернуть в Новгород красоту, Вовке и его двойнику Полувовке (которого волшебница Маков Цвет сделала из намалеванного Вовкой чертика) пришлось пройти сквозь века и страны, испытав на себе, как создается красота и чего она стоит.


Гурьян О. "Набег" - повесть о далеком прошлом, когда все было по-иному, когда расстояние мерили верстами, а в бой шли с мечами и булавами. Помимо приключенческого сюжета здесь есть подробный и увлекательный рассказ о работе гончара, кузнеца, бортника.


Дьяконов Л. "Олень - золотые рога" - в этой повести о детях предреволюционной Вятки есть эпизод, где рассказывается про изготовление знаменитой дымковской игрушки.
"Мишка сел и стал делать только одно: смотреть в руки Афанасьевны. Эти руки не оставались в покое ни на минуту. Вот они оторвали от вымешенной глины изрядный кусок, величиной с Мишкин кулак. Потом быстро-быстро свернули этот кусок в шар, а шар раскатали, и получился тонкий сочень. Миг - и сочень свернулся, и оказалось, что этот сочень - широченная юбка! Вот на юбку посажен кусок глины поменьше. Это - тулово. На тулово второй кусок. Это - голова. А два валика к бокам - это руки. Они согнуты в локтях, пальчики спрятаны в муфту. Теперь последнее - шляпу на голову. И получилась глиняная барыня, вроде той, какая у Мишкиной хозяйки на комоде. Только там она - белая, а по белому - в красках да в золоте, а здесь - еще черная некрашеная…
- Сперва всегда черные! - сказала Афанасьевна. - А потом будут красные. А потом – белые. А после - нарядятся… Ты заходи… И все увидишь…"
 
Есть у Л.Дьяконова и книга очерков про дымковскую игрушку: "Дымковские глиняные расписные", отрывок из которой можно посмотреть


Каманин Ф. "Золотой рубин", "Хрустальная ваза" - две повести о дятьковском хрустале. "Золотой рубин" - историческая повесть о крепостном мальчике, сыне стекольного мастера на хрустальном заводе, помогшем отцу разгадать секрет изготовления необыкновенного стекла -золотого рубина. "Хрустальная ваза" - маленькая повесть о деревенской девочке Насте, попавшей в 20-е годы на Дятьковский завод и обнаружившей удивительный талант и тонкий вкус в росписи по стеклу.

Социально-коммуникативное развитие


Художественно-эстетическое развитие







Комментариев нет:

Отправить комментарий