воскресенье, 5 апреля 2020 г.


Уважаемые родители!

Режим самоизоляции прервал интересную жизнь в детском саду. И мы приготовили интересный материал по теме недели. Мы хотим помочь нашим ребятам, оставаясь дома, познавать удивительный мир, делать свои совсем не маленькие открытия, творить и двигаться.

Берегите друг друга, будьте здоровы и оставайтесь дома!
Тема недели с 6 по 12 апреля
"Встречаем птиц"

Наши цели:

1.     Систематизировать представления детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты), о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)

2.     Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).

Рекомендуем родителям: 

-       обсуждать вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о птицах, народных примет, сведений из народного календаря;

-       почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;

-       поиграть в развивающие игры: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.;

-       привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдений в природе.

Физическое развитие:


-       игровые упражнения с ходьбой и бегом: «Совушка», «Коршун и наседка» и др.;
-       игровые упражнения с прыжками: «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля» и др.;
-       игровые упражнения с ползанием и лазанием: «Перелёт птиц».

Предлагаем вниманию подвижные игры. Немного изменив их условия, можно поиграть и дома.
Совушка
Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.
Ход: все дети - птички, бабочки и т. д., один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день».
Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.
Воробышки и автомобиль
Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности.
Атрибут: руль.
Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит воспитатель, и дети прыгают со скамейки (20см, бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.
Кот и воробышки
Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.
Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.
Воробышки приближаются к коту:
Котя, котенька, коток,
Котя - черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту.
Птички и кошка
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.
Птицы слетают с деревьев (спрыгивают, летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм, летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.
Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.
Гуси-лебеди
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
Ход: Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место — логово волка.
«Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.
Пастух. Гуси, гуси! Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га! Пастух. Есть хотите? Гуси. Да, да, да! Пастух. Так летите! Гуси. Нам нельзя: Серый волк под горой Не пускает нас домой! Пастух. Так летите как хотите!
«Гуси», расправив крылья (вытянув руки в стороны, летят через луг домой, а «волк», услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).
Пойманных «гусей» «волк» уводит к себе. После 3—4 перебежек производится подсчет пойманных «гусей». Затем выбираются новый волк и пастух, и игра повторяется.
Перелет птиц
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.
Ход: На одном конце находятся дети – «птицы». На другом конце зала – пособия, на которые можно «взлететь» (гимнастические скамейки, кубы и т. д.) – «деревья».
По сигналу педагога: «Птицы улетают!» - дети, размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на сигнал: «Буря!» - бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры педагог в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске с гимнастической стенки.



Познавательное развитие:


ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Взрослый называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Все делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
«ПТИЦЫ».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д.  Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
Речевое развитие:
Рассматривание картины «Птицы весной» hello_html_m67e1c692.jpg
Беседа по картине:
Как бы вы назвали картину?
Какое время года изобразил художник?
Скажите, как стало на улице?
Расскажите, какое светит  солнце, какое небо?
Что происходит с деревьями  весной, что на них появляется?
Что происходит весной с землей?
Какая весной трава? 
Каких птиц нарисовал художник?
- Какие перелетные птицы вам известны?
У ласточки острое крыло – ласточка, какая? –  
 У грача черное крыло – грач, какой? –
У ласточки белая грудь – ласточка, какая? –               
 У скворца короткий хвост – скворец, какой?
 У грача толстый клюв – грач, какой? –                
У ласточки длинный хвост – ласточка, какая?
- Скажите, кто изображен на березе?
- Из чего сделано гнездо?
- Что делает грачиха с грачатами?
- Расскажите, чем заняты скворцы?
- Расскажите о ласточках.
- Скажите, как можно закончить рассказ?
- Какое настроение вызывает картина?
- Давайте составим рассказ по картине. С чего лучше всего начать рассказ?  
Пример рассказа:
 Наступила весна. Светит яркое весеннее солнышко. Небо чистое и голубое. Деревья весной просыпаются. На деревьях появились почки и молодые зеленые листочки. Земля весной оттаивает. Уже появилась молодая светло-зеленая трава шелковистая, нежная, душистая. Зацвели яблони в саду.
 Прилетели перелетные птицы. На березе – гнездо с грачатами. Гнездо сделано из тонких прутьев и соломы. Черная грачиха принесла в своем толстом клюве червяка. Грачата тянутся своими клювиками к червяку. В огороде грачи роются в земле и ищут червей.
 На ветке березы сидит скворец и поет песенку. Скворчиха несет в клюве перышко. Она устраивает в скворечнике гнездо. Высоко в небе летят острокрылые ласточки. Они тоже будут строить гнезда.
Картина написана в светлых тонах и вызывает радостное настроение.

Что почитать?
. «Ласточки и стрижи», «Над болотом», «Цапля»...
Увлекательные рассказы о русской природе, написанные старейшим советским писателем, давно полюбились юному читателю. Этот сборник миниатюрная энциклопедия подмосковного леса, в ней рассказывается о всем том, что круглый год живет в лесу: о птицах и животных, о цветах, травах и деревьях.
Рассказы, помещенные в книге, позволяют нам полней и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту леса, разгадать его тайны, лучше понять прелесть родной природы, стать ее другом...
Иван Соколов-Микитов: «Найдёнов луг» (Рассказы ): «Соловьи»; «Журавли»; «Лебеди»;
«Ласточки и стрижи»; «Над болотом»; «Цапля».

2. «Подкидыш» — короткая, добрая сказка о птичках. Повествует о находке автора — яичке птицы каменки, из которого вот-вот должен вылупиться птенчик. Но кто его высидит? Может другая птичка? Какая именно — расскажет детям сказочкник Виталий Бианки...
«Мастера без топора. Сказки о животных» - сборник рассказов и сказок о животных превосходного писателя-натуралиста Виталия Бианки для самых любознательных. Птицы и животные расскажут юным читателям свои самые интересные истории и поделятся своими тайнами...

Виталий Бианки: «Подкидыш»; «Кукушонок»; «Наши птицы», «Мастера без топора. Сказки о животных».


3. «Жаворонок»

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны...

Жаворонок - вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе...
Василий Жуковский: «Жаворонок».

4. «Ласточка» - Познавательная история о ласточках, которую отец рассказывает своему сыну. Он говорит о жизни птиц, показывает строение их крыльев, рассказывает о том, в какие страны летают птицы...
Замечательные рассказы талантливого педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского могут служить прекрасным источником начальных знаний о многообразии русской природы...
Рисунки Евгения Ивановича Чарушина, создавшего целую галерею живых портретов, наполненных искренней любовью к миру птиц и зверей, тонким юмором и сердечной теплотой, давно полюбились детям и их родителям...
Константин Ушинский: «Ласточка»; «Кукушечка».

5. Стихотворение «Сельская песенка», наверное, стало самым известным стихотворением Алексея Плещеева. Оно знаменито своими первыми, очень простыми и невыразимо прекрасными строками про зеленеющую травку и летящую ласточку...
Поэт описывает свою собственную радость при встрече с ласточкой, ведь по народной примете, именно прилет ласточек из дальних теплых краев означает настоящий приход весны...
Алексей Плещеев: «Сельская песенка».

6. «... Однажды, выйдя из дома, я вдруг услышала с высокого тополя знакомое «Кра! Кра!». Не может быть! Я подняла голову и увидела грача. Я его узнала сразу по белому пятнышку на правом крыле. Он сделал движение, чтобы спуститься ниже, но в это время с поля поднялась большая стая грачей и с громкими криками полетела в сторону леса. Полетел за ней и мой грач...»
Замечательные рассказы Веры Чаплиной для детей...
Вера Чаплина: «Грач»; «Птицы в нашем лесу».

7. «Птичий дом». В стихах Ольги Ивановны Высотской весна - это весна света и птиц. Они обещают теплынь, погожий полдень, теплый вечер. Свою улыбку, свою душевную весну света несла Ольга Ивановна Высотская своим любимцам - детям...
Книги Ольги Высотской издаются и в наши дни, стихи часто включают в различные хрестоматии...
Можете почитать и порассматривать их вместе со своими детьми и внуками.
А можете просто почитать стихи:
Ольга Высотская: «Журавли», «Птичий дом», «Почему мы замолчали», «Обидчивая кукушка», «Треск идёт по перелескам».

8. «...Расскажу случай, какой был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы. Я и питался все время гречневой кашей. Вот бывало прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю:
Кашки хочешь, дурашка?
Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой: «Кашки хочешь, дурашка?» — он сказал бы: «Хочу».
А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.
Ну, ладно! — рассердился я и забросил ученье...»
«Говорящий грач» — рассказ Михаила Пришвина, который стоит прочесть детям всех возрастов. В нём от имени рассказчика показана история того, как он приручал молоденького грача и учил его говорить. Когда происходила эта история, был голодный год, и однажды повествователя ограбили. Что было дальше с ним и грачом, прочтите вместе с ребёнком из забавной истории. Произведение научит щедрости, умению делиться с беззащитными и слабыми существами, сочувствовать сиротам и быть осмотрительным...
Михаил Пришвин: «Говорящий грач».

9. «Ласточка примчалась…» - короткое, но, прекрасное стихотворение русского поэта Аполлона Николаевича Майкова из цикла «Новогреческие песни»...
Аполлон Майков: «Ласточка примчалась».

10. Рассказ Н. Сладкова «Ласточка» — с весенней радостью, с птичьим пением, с первыми ароматами. Как мы узнаем, что приходит весна? По календарю и по приметам... Одной из примет весны является прилет ласточек. Давно подмечено, что одна ласточка весны не делает. Может, и не делает, но ее присутствие мы уже воспринимаем как знак: весна есть и будет! Начинается весна в природе не одномоментно: еще зимой, когда медведь во сне бока поменял, да солнышко решило двигаться в сторону лета. Весна – это поворот к теплу, к длинному дню, к блеску и яркости в природе. Весна всегда воспринимается, как праздник, как оживление. Поэтому за всеми приметами весны мы внимательно следим...

«Трясогузкины письма» - легко и радостно читать эту книгу о природе. Как-будто сам идёшь по лесу, а рядом с тобой умный, много знающий друг. Он всё видит, всё замечает и раскрывает перед тобой все загадки и тайны природы. Он рассказывает тебе, почему не живут стрижи в неволе и сообщает тебе о птицах, которые согнали белок с деревьев. Много узнают дети о природе, прочитав эту тоненькую книгу...
Прочтите детям и внукам эти удивительные рассказы:
Николай Сладков: «Ласточка»; «Про птиц»; «Грачи прилетели»; «С севера на юг»; «Трясогузкины письма».

11. «... Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал, неуклюже переступая на своих длинных ногах по толстому суку. Потом улетел.
А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста.
Они устраивали гнездо.
Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть...».
«Крылатые соседи» - интересные и познавательные рассказы для детей, рассказы про птиц, которые живут рядом с нами...
Георгий Скребицкий: «Скворушка»; «Грач»; «Скворец»; «Ласточка»; «Аистята». 

12. «Ласточка». Из рассказа Г. Снегирёва ребенок узнает, как ласточка строит своё гнездо... Где расположено это гнездо и из какого материала его строят ласточки. Какой оно формы, чем выстлано изнутри и в чём необычность гнезда, которое строят ласточки...
Геннадий Снегирев: «Ласточка».

13. «Птичьи домики» — Короткая история о том, как важно к каждому делу подходить со всей ответственностью. Мальчики решили стать строителями и … «и придумали два товарища с маленьких домов начинать. С птичьих домиков. Хоть и прост дом для скворцов, а строить его не просто...».
Евгений Пермяк: «Птичьи домики».

14. «...Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. Отдельные гнезда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом – всех вместе. Сколько было крика, молодого веселья и радости…
Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла всё...».
Сказка «Серая Шейка» любима с детства многими ребятами... Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей: лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве зимовать... Эта сказка учит детей добру и сопереживанию...
Дмитрий Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка».

15. «Грачи»
На этой неделе
Грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
«За работу!
Дела много!
Помни сам,
Других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи
Птицы работящие!»
Замечательные стихи Александра Прокофьева для детей дошкольного возраста.
Александр Прокофьев: «Весенняя телеграмма», «Грачи», «Скворушки».

Социально-коммуникативное развитие

Посмотрите мультфильм "Высокая горка" и обсудите его с детьми. 



https://youtu.be/X9VJi9ShdwE


Художественно-эстетическое развитие

Послушайте песню "Ты лети, ласточка моя!"

Песню можно разучить вместе с ребенком!

Желаем Вам и вашим детям творческих успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий